Хаммам: история турецкой бани

19.05.2020.

Хаммам (по-арабски баня) — интригующее культурное явление, турецкая баня с уникальными историческими особенностями, ведущая происхождение от римских терм, сохранившихся в византийскую эпоху, и достигшая своего зенита при султанах Сельджуков и в Оттоманскую империю. История «хаммам» отражает историю отношений между Востоком и Западом. Через историю «хаммам» можно проследить изменения в искусстве, архитектуре, традициях, через столетия и узнать о взлетах и падениях империй.

После того как всемогущая Римская Империя в 600 году «удалилась» на италийский сапог, она оставила позади себя много достопримечательностей, среди них термы, первоначально устраиваемые по греческому образцу.

Даже при том, что первые следы бань были найдены на территории Индии и относились к 2-му тысячелетию до н. э., только римскими архитекторами были разработаны бани с нагревающим эффектом, которые распространились по всей империи, от Помпей к самым отдаленным уголкам Империи. Размеры бань варьировались от совсем небольших до колоссальных терм, способных принять до 3 000 купальщиков.

Баня для римлян была сформированным знанием, философией, которую не связывали только с физической чистотой тела. Баня, игравшая роль клубов — физическая чистота одновременно с расслаблением тела и просветлением разума, место, где люди общались и социализировались, где граждане Рима проводили значительную часть своего времени

Исламские хаммамы был вдохновлены римскими термами. Но только когда пророк Мухаммед настоятельно рекомендовал паровые бани и направил своих приверженцев распространять «учение» о возможностях бани, хаммамы начали строиться всюду по исламскому миру, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Мухаммед говорил о том, что бани не только расслабляют тело, помогают избавиться от многих болей и улучшают здоровье, но главное высокая температура в хаммам способствует увеличению детородных функций, а количество приверженцев веры должно постоянно умножаться. До того момента как хаммам не захватил воображение Мухаммеда, арабы, конечно, мылись, но использовали только проточную холодную воду и никогда не купались в бадьях, рассматривая этот факт, как купание в собственной грязи.

Греческие и римские термы арабы в ходе своих завоевательных походах увидели впервые в Сирии и святые мужи немедленно с наслаждением окунулись в «ванны» горячего воздуха.

Согласно историческим свидетельствам, когда арабы заняли Александрию в 642 году, они в течение шести месяцев подряд нагревали римские термы пергаментами и папирусами из неповторимой Александрийской Библиотеки. Не меньше 700 000 работ было сожжено для удовольствия завоевателей.

Восприняв иностранные банные привычки, арабы достаточно скоро направили их по собственному пути. Хаммам получил религиозное значение, бани строились рядом с мечетями, что способствовало укоренению обряда необходимого очищения перед молитвой. Физическое и интеллектуальное развитие, характеризовавшее римские термы, уступили свое место религиозной духовности. Единственное, что оставалось в хаммам от предшественников — массаж. Хаммам совершенствовался в атмосфере неяркого света, покоя, уединения. И архитектурно хаммамы значительно стали отличаться от расточительных римских бань, сводчатые потолки «сжимались», поскольку здания становились меньше и скромнее. Не только завоеванные бани, но и храмы, церкви часто преобразовывались в хаммам.

Однако последовательность поступления горячего воздуха через ряд банных залов сохранялась как в термах, лишь с некоторым отличительным акцентом.

Тепедарий (теплая баня) римских бань уменьшился до обычного прохода, который вел от раздевалки к харара (горячая комната). Но в отличие от римского кальдария (горячая баня), харара определяла область для специальных массажей, в котором банщики энергичными и искусными манипуляциями возвращали гибкость суставам, ускоряли кровообращение и оживляли весь организм. Маленькая парилка, примыкавшая к харара, заменила лаконику (парильня). В то время как римский купальщик заканчивал пребывание в термах, например, за чтением литературы в библиотеке, в хаммам купальщики проводили время, бездельничая на кушетках в предбанниках.

Слуги приносили напитки и охлаждали господ обмахиванием опахал.

Система отопления, с помощью заложенных под полами каналов для горячего воздуха, оставалась такой же, как и в термах, но в некоторых областях арабы последовали за римским примером использования высокой температуры, поступавшей от горячих источников. Турецкая баня-хамам этого типа (калпика или илика) обходилась без платформы в центре самой горячей комнаты. Вместо неё бассейн с естественной горячей водой нагревал хаммам. Поскольку вода текла в бассейн, арабы могли, воспользовавшись ею, спокойно купаться не в «собственной грязи».

Бани являлись одним из немногих мест в исламском мире, открытые с утра до поздней ночи. Одна из привлекательных сторон бани — парикмахер. Он брил, подстригал волосы, стриг ногти посетителям. Так как парикмахеры и теллаки, молодые люди, чьи функции состояли в том, чтобы помочь клиентам намылить и вычистить тело, находились в тесном контакте с купальщиками, то им запрещалось кушать чеснок, есть бобы или горох перед обслуживанием.

Важная задача парикмахера — тщательно очистить огрубевшие подошвы ступней клиента. Считалось, что очищение ступней помогало облегчить головные боли.

Парикмахеры всегда были посвящены во все городские сплетни, которыми они занимали своих клиентов.

Кроме общения и приятного удовольствия, в баню, в первую очередь, ходили для ритуальных омовений — прежде, чем можно было бы надеть новую одежду, после долгих путешествий, выздоровления или выхода из тюрьмы на волю. Все это очень серьезные основания для посещения бани.

Плата за баню была невысокой, что позволяло пользоваться её услугами абсолютно всем, и богатым и малоимущим. Чтобы оставаться в гуще социальной жизни города, богачи, имевшие частные бани, часто посещали хаммамы.

Хаммамы строились под покровительством церкви или правительства, но также и как дар богатых людей. Построить хаммам считалось делом богоугодным. Один из арабских авторов когда-то сказал, что «кто бы ни совершил много грехов, должен построить баню».

Хозяин бани часто отдавал доходы на строительство школ, новых мечетей или других бань. Как только новая баня открывалась, по всему городу проходил глашатай и объявлял, что новая баня будет доступна бесплатно в течение первых трех дней.

Санитарная обстановка в хаммам строго контролировалась правительством. Инспекторы часто посещали бани для проверок не только чистоты, но и качества воды. Кроме тщательной чистки, служащие бани жгли ладан два раза в день для священного очищения. Массажисты протирали руки кожицей граната, для укрепления кожи рук и придания ей приятного запаха.

Хаммам должен был быть приготовлен полностью для приема посетителей на рассвете, чтобы люди могли искупаться перед утренней молитвой.



 




© 2009-2020 www.anahmatova.ru. Разработка MaxiDev