На рубеже веков

"Феномен" Анны Ахматовой возник на рубеже двух веков, причем оба эти века были наполнены трагическими и монументальными событиями для России и всего мира: земной шар сотрясли две жесточайшие войны, прогремели революции. Разумеется, эти события повлекли за собой и образование новых литературных течений, свойственных именно этой эпохе. Трагичность и эмоциональное напряжение тех времен и способствовали развитию нового под-жанра в "женской" поэзии, глубоко пропитанного личными переживаниями. Представительницей этого течения в поэзии, а точнее сказать, первопроходцем как раз и была Анна Ахматова. Первые критики ее работ долго подбирали аналогии, способные хоть как то охарактеризовать ее творчество, сумев остановиться только на дальнем-дальнем сходстве с греческой певицей древних времен - Сапфо; это сравнение прошло бок-о-бок с поэтессой с начала ее творческого пути до самой смерти.

Самые ранние произведения (например, "Белая стая" и "Вечер") Ахматовой почти все пропитаны любовными чувствами и переживаниями поэтессы. Стиль ранних стихотворений оказался настолько свежим и новаторским, что современники просто не могли пройти мимо: уж насколько писаны-переписаны стихи о любви и чувствах, сколько авторов высказывало самые смелые соображения на этот счет, стихотворения Ахматовой оказались совершенно непохожими на все, что доводилось лицезреть ранее.

Конечно, многие критики путались в классификации Ахматовой, как поэтессы: ее стиль был довольно туманен, и критические работы то называли ее представительницей символизма, то акмеисткой, не замечая, поначалу, всю новизну и свежесть любовной лирики.

Стоит заметить, что образ героини в стихах Ахматовой - ее собственный образ. Это довольно-таки удивительно, ведь учитывая многоплановость характеров и судеб в произведениях поэтессы, начинаешь задумываться: действительно, может ли это быть судьба и характер одного и того же человека? За всю жизнь, Ахматовой удалось побыть во многих ролях, испытать все многообразие возможных женских судеб: она была матерью и женой, любовницей, женой. Все эти образы как раз и присутствуют в ее стихотворениях, а то, что она сама прошла через описываемые сложности и треволнения, дают стихотворениям ощущение честности, правдивости и эмоциональной проработанности.

Довольно сложно классифицировать, "разложить по полочкам" характер героя Ахматовой так, как это делают школьники, рассматривая, например, Пушкина. Тут все намного сложнее и многообразней - собственно, за это так много людей и перечитывают произведения Ахматовой по много раз!







© 2009-2017 www.anahmatova.ru. Разработка MaxiDev