Китайский чай и музыка

18.05.2020.

Урожай чая считался особенно важным событием в жизни Китая. Прежде чем начинать сбор чайных листьев, исполнялись церемониальные обряды, небесным божествам -покровителям приносили дары. После того как выбирали определенный день, чайные листики начинали срывать чайные листики под звуки барабана и цимбалов. У сборщиц чая должны были быть ногти установленной длины, чтобы они ни в коем случае не касались чая кожей рук. Листья сортировали для изготовления различных сортов чая, и чай высшего сорта из собранных молодых листочков и нераспустившихся почек в первую очередь посылали в императорский дворец. За плитку чая высшего сорта платили золотом, но был чай и таких сортов, которые считались практически бесценными.

Плитки украшали рельефными рисунками в виде благоприятных символов нации — дракон, феникс. Чайным плиткам давали красивые наименования.

Плитка «Большой Дракон», Маленький Дракон, Белоснежный Драконий Жемчуг, Прекрасный Серебряный Росток, Листик Облака, Золотые Монеты, Нефритовый Цветок, Росток Долголетия, Непреходящий Весенний Нефритовый Листок, Дракон в Облаках, Росток Драконьего Долголетия, Дракон, Феникс и Цветок, Бессмертный Весенний Серебряный Росток.

До периода правления династии Мин в Китае чай заваривали в чашке с крышкой («гайвань»), прежде чем начались использоваться чайники.

Различные способы приготовления чая рассматривали, прежде всего, как лекарственные средства. В приготовлении чая использовались соль, лук, имбирь, апельсин или мята. Несмотря на доступность молока и сахара их никогда не добавляли в напиток.

В годы правления династии Сун (690—1279) каждый аспект чайной культуры был доведен до совершенства. Чайные листья после обсушивания на солнце размалывали в порошок в маленькой каменной дробилке. Чай сбивали в горячей воде тонкой метелочкой, изготовленной из расколотого бамбука. Новый способ заваривания чая отличался от рецептов Лу Юя, что привело и к выбору другого чайного листа. От соли отказались категорично. Энтузиазм представителей элиты династии Сун, изобретавших все новые и новые способы заваривания чая, не знал границ.

Чай был не просто поэтическим времяпрепровождением, а одним из методов самореализации. Устанавливались чайные домики (чаляо), чайные палатки (чатань), в которых можно было полностью отдаться во власть чая на социальном и духовном уровне.

Мужчины собирались в таких местах, чтобы не только поговорить, послушать музыку, восхититься произведениями искусства, но и принять участие в своеобразных турнирах, «тестах на вкус вслепую» для определения качества заварки, воды, чая. У аристократов были свои небольшие роскошные частные павильоны. В них все настраивало на лирическое настроение, подходящее для дегустации чая. Развивается искусство изготовления керамической посуды для чайной церемонии — достаточно вспомнить знаменитые исинские чайники. Пиалы становятся более глубокими и широкими. Так как у готового чая был светло-зеленый цвет, чашки покрывали черной или темно синей глазурью, чтобы увеличить интенсивность цвета чая.

В древних китайских мелодиях сосуществуют утончённость, элегантность и первобытная простота. Музыка исполняется на таких музыкальных инструментах, как гуцинь или цисяньцинь (семи струнный инструмент: ци-семь, сянь=струны, цинь=струнный инструмент), гучжэн (типа японского кото), сяо (китайская флейта).

Питье чая под звуки древней как мир китайской музыки рождает гармонию в душе и расслабляет тело. Самые известные мелодии имеют легендарные истории, что усиливает определенное эстетическое и духовное удовольствие.

«Высокие горы» и «Струящаяся вода» (мелодии весеннего и осеннего периодов или эпохи «Враждующих царств»).

Гао Шань и Лю Шуй

Бо Я мастерски умел играть на цисяньцинь. Чжун Цзыци, благородный человек, а может и простой лесоруб, но в любом случае способный чувствовать прекрасное, и понять, что было на сердце у Бо Я, когда он играл на гуцинь. Когда Цзыци умер, Бо Я сломал струны своего инструмента и сказал, что никогда не будет играть. Он чувствовал, что только один человек в мире мог понять его душу, и им был Чжун Цзыци.

Мелодии «Гао Шань» и «Лю Шуй» повествуют о прекрасной дружбе двух людей и иллюстрирует китайский идеал дружбы.

«Дикие Гуси снижаются над ровным песком», Пин Ша ЛоЯнь. Ещё одна старинная мелодия. Стая гусей о чем-то напевает в небе. Они собираются опуститься на землю. Горизонт далеко и песок в пустыне кажется совсем плоским. Свободный гусь, летящий в небе, воплощает предмет желаний и широту ума мудрецов-отшельников.

«Возлюбленные Бабочки» или Лян Шаньбо и Чжу Интай (Ромео и Джульетта в китайском варианте). Музыка основана на китайской легенде о трагической любви молодых людей. Красивая, печальная мелодия.

«Юй Цяо Вэнь да», мелодия представляет диалог между лесником и рыбаком. Возрастающий тон указывает на вопрос, в то время как ниспадающий тон — ответ.



 




© 2009-2020 www.anahmatova.ru. Разработка MaxiDev